ДЯТЛОВО.BY ДЯТЛОВО.BY

Художник Викентий Дмаховский

Художник Викентий Дмаховский

Викентий Дмаховский родился в 1807 году в деревне Ногородовичи. Начальное образование получил в пиарском училище в Щучине (по некоторым сведениям учился в Новогрудке.) Но этого не хватило для пытливого юноши, и в 1826 году он поступил в Виленский университет на литературный факультет. В те времена для знати считалось престижным получить образование юриста, философа или литератора. А вот изобразительное искусство было не в почете. Однако параллельно с посещением лекций на литфаке Викентий Дмаховский брал уроки рисования у Яна Рустема.

В ноябре 1830 в Польше, Беларуси и Литве вспыхнуло восстание. Викентий Дмаховский принял участие в восстании, а после его поражения был вынужден эмигрировать в Восточную Пруссию. На чужбине Викентий не раз вспоминал родные Ногородовичи, поля и перелески, пути-дорожки Дятловщины. Всплывала в памяти железнодорожная станция Яцуки, откуда начался путь в далекий и неизвестный Вильнюс.

Наконец в 1837 году царь объявил амнистию, согласно которой участников недавнего восстания перестали преследовать. Тогда и решил Викентий Дмаховский вернуться в Вильнюс. Здесь он полностью отдался творчеству, открыл художественную мастерскую. Двадцать лет, проведенные художником в тогдашней столице западного края, были очень плодотворными. Его мастерская стала своеобразной художественной школой, где учились многие известные в будущем мастера кисти Е. Карчевский, Х. Скирмунт и другие.

Виленский период в творчестве В. Дмаховского принес многочисленные и разнообразные произведения, но родные пейзажи особенно волновали трогательное сердце художника. Он часто наведывался в свое небогатое поместье Ногородовичи. Так в 1843 году появилась картина В. Дмаховского «Родина» или «Двор в Ногородовичах". Патриархальный образ жизни мелкой белорусского дворянства переданы на картине ярко и убедительно. Просторный фольваркавый двор, заросший гусиной травкой и мелкими ароматными ромашками. Под присмотром нянек играют дети. Пасутся куры и снежно белеют на глади речки гуси. Сушиться вымытое одежда и белье. Вдали, в каретниках, раскрыты двери. Через них видно оглобли брички. В тени - обычный крестьянский воз. А еще чуть дальше - одноэтажный деревянный приземистое здание фольварка под надвинутой высокой крышей. Перед зданием - липы и свечи пирамидальных тополей, что взметнулись в небо. За домом видно косматый сад. И все выписано с большой любовью.

Работал художник много и напряженно. Его картины в то время были широко распространены в Беларуси, Литве и Польше. Современники В. Дмаховского насчитывали у него более ста пейзажей и жанровых картин, в которых нашла отражение поэтическая природа Беларуси. Увлечение родными пейзажами ощущается во всех произведениях художника: «На ночлеге», «У переправы», «Новогрудок», «Озеро Свитязь», «Двор в Ногородовичах» и многих других.

В. Дмаховского называли «Клод Лорен Виленских (белорусских) окрестностей». Также как и знаменитый французский живописец 17 века, он был художником-романтиком, находил в повседневной жизни эмоциональный настрой, поэзию и величие.

В. Дмаховский обладал разнообразными талантами. Он известен не только как выдающийся художник, скульптор, но и как знаменитый сценограф. В 1850 - 1854 годах он оформлял спектакли в Вильнюсском городском театре («Галька» М. Монюшко, «Итальянка в Алжире» Дж. Россини, «Фаворитка» Г. Доницетти и другие.)

Сын Викентия Дмаховского Владислав Дмаховский также был белорусским живописцем. С конца 1870 годов он жил и работал в имении Ногородовичи. Среди его произведений - «Почтовая станция», «В Вильнюс на карнавал» и другие.

Умер Викентий Игнатьевич Дмаховский в 1862 году. К сожалению, творческое наследие художника находится за пределами Родины в музеях Литвы и Польши.

00:47
2211
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.