ДЯТЛОВО.BY ДЯТЛОВО.BY

Хлеб наш везущий: как работают автолавки в белорусских деревнях...

Хлеб наш везущий: как работают автолавки в белорусских деревнях...

Магазин "на колесах" приедет, даже если в поселке живут восемь человек, а еще он навещает так называемых отшельников, живущих на хуторе в лесной глуши.

Столичным жителям не понять, как это, когда вся надежда на автомагазин. И от того, приедет автолавка или нет, зависит, что сегодня придется есть, да и о чем поговорить. Ведь автолавка — не только кормилица, но центр местных коммуникаций.

Семеро у лавки

В деревне Москолевцы Дятловского района живут только восемь жителей. Если вы приедете сюда днем, то никого на улицах не увидите. Почти все население поселка, а это пожилые люди, сидят дома и смотрят телевизор, который заглушает дождь, барабанящий по стеклам. Урожай собран — можно и отдохнуть.

Но вот ближе к 11 часам дня в поселок въезжает автомашина и громким сигналом оповещает о своем приезде. И вот уже местные покидают свои теплые жилища. Приехала "любимая автолавка

Пенсионерки Станислава Иосифовна и Ядвига Иосифовна признаются: в родной деревне нет ровным счетом ничего. Ни Дома культуры, ни сквера. Единственное развлечение у людей — собраться возле магазина "на колесах" и поспрашивать друг у друга о делах. Некоторые для такого события даже наряжаются: повязывают на голову яркую "хустку". Но это когда дождя нет. Сейчас же не до нарядов — зонт и резиновые сапоги, по-другому никак.

"Вот эта скамеечка летом вся занята людьми. Пока ждут автолавку, сидят тут и общаются", — рассказывает Станислава Иосифовна.

Магазин "на колесах" в деревню приезжает три раза в неделю — через день. Жители деревни всегда знают, когда в следующий раз ждать любимую лавку. Расписание ее работы размещено на стоянке, где она останавливается.

В зимнее время столько визитов и не нужно, говорят сами жители. Ведь часть людей уезжают к детям в теплые квартиры. Нередко бывает так, что к автолавке за 15-20 минут, отведенных на один поселок, никто не подходит. В таком случае специалисты Белкоопсоюза, посовещавшись с людьми и сельсоветом, сокращают количество визитов до двух в неделю.

Чарка и шкварка

София Игнатьевна из деревни Молдути Дятловского района (на целых 50 дворов древня — Sputnik) признается, что, сколько себя помнит, столько и приходит к автолавке. Ей уже 83 года. В пакете у нее — хлеб и молоко. Говорит: к автолавке никаких претензий нет. Все всегда привозится в свежем виде. А если чего-то нет, то всегда можно оставить заявку у продавца, у которой есть для этого специальный журнал.

Запросы у сельчан нехитрые - чаще всего берут хлеб и молоко
"Чаще просят привезти лекарства, ведь в деревнях нет аптек. По весне покупаем по заявкам цемент, а к Новому году — шампанское и мандарины. Наши продавцы хорошо знают всех жителей. Знают их дни рождения. Бывает, что человек забывает заказать себе тортик, тогда продавец может спросить, не нужно ли его привезти. Ведь к старикам приедут дети, и их чем-то надо будет угостить", — рассказывает первый заместитель директора Дятловского филиала Гродненского облпотребобщества (Белкоопсоюз) Валентина Боровик.

Средний чек деревенских бабушек и дедушек — 30 рублей. Чаще берут самые простые продукты — хлеб, молоко, творог, немного колбасы. В зимнее время покупают фрукты, а в летнее — мороженое, но не себе, а внукам, которые приезжают в гости.

Берут в деревне и алкогольные напитки. Особых изысков у местных жителей нет — берут плодово-ягодные вина и "беленькую".

В гости к отшельникам

Автомагазины торгуют не только продуктами питания, но и товарами повседневного спроса. Курсируют отдельные машины, в которых можно купить и стиральный порошок, и сельхозинвентарь.

В день магазин "на колесах" наматывает до 150 километров — посещает порядка 15 деревень, рассказывает водитель Анатолий Жих. В некоторых деревнях лавка делает несколько остановок. Ведь там живут одинокие пожилые, которые не могут подойти на остановку по состоянию здоровью. Им продукты привозятся прямо к порогу.

Приезд автолавки - всегда событие в маленьком деревенском мирке

Бывает, что автолавка посещает деревни, в которых уже есть магазин. Однако, как поясняют в Белкоопсоюзе, часто так бывает, что торговый объект находится на краю поселка. И некоторым пожилым тяжело до него добраться.

Гродненский край необычен тем, что здесь много хуторов. Особенно в Вороновском и Ивьевском районах часто можно встретить дома, которые стоят не в деревне, а одиноко. Валентина Боровик приводит пример: недалеко от деревни Гончары в глубине леса стоят три дома. Живут там пожилые семьи. Одна держит пасеку, у другой — большой огород. Люди как люди. Ничем от деревенских не отличаются, говорит она. Автолавка не забывает о них и привозит продукты прямо к порогу.

В команде магазина "на колесах" — водитель и продавец. Они, как солдаты добрых дел, в любое время года и в любую погоду спешат к старикам.

В Витебской области, к примеру, весной часто бывает половодье. Когда река разливается и в деревне на машине проехать становится невозможно, кооператоры берут самую настоящую лодку, на которой сплавляются по реке. А верные покупатели ждут их на причале.

По-другому не смогла

Продавец Наталия Смирнова в автомагазине №1 работает год, но за это время всей душой прикипела к своим покупателям. Всех знает в лицо и по имени. Если кто-то долгое время не приходит к автолавке, начинает за него волноваться, спрашивать у местных, что случилось.

Продавец Наталия Смирнова своих покупателей знает по именам и беспокоится, если кто-то долго не приходит
Продавец Наталия Смирнова своих покупателей знает по именам и беспокоится, если кто-то долго не приходит

Раньше Наталия работала обычным продавцом Белкоопсоюза в Дятлово и о смене профиля не помышляла. Однако коллега из автолавки несколько раз просила ее выйти на подмену. Увидев разницу в отношениях с покупателями, женщина поняла, что жить, как раньше, уже не сможет.

"У каждого из нас есть родители. В этих бабушках и дедушках я вижу своих родных. Стараюсь относиться к ним с заботой. Стараюсь никого не обидеть. Это как-то получается само собой", — говорит собеседница.

"Очень больно наблюдать, как дома в деревнях пустеют. Стоят такие одинокие, покосившиеся… Стариков не стало, — а дети в городе. Грустно, очень грустно от этого становится. Тех людей, кто остался, мы стараемся поддерживать. Продавцы и деревенские как бы живут в своем маленьком мире. Это очень сближает", — отмечает Валентина Владимировна.

При приеме на работу к продавцу автолавки предъявляются определенные требования, говорит специалист. Считается, что такой продавец должен обладать наряду с ответственностью и коммуникабельностью. Многие продавцы оставляют покупателям даже номер своего мобильного телефона, настолько они близки.

Когда дороги становятся совсем плохими, в некоторые деревни на Витебщине приходится добираться вплавь, на лодке

Конкуренты приехали

Однако в буднях автомагазинов есть и свои сложности. В последнее время активизировались конкуренты. Частники, а иногда и нелегалы узнают расписание работы автолавки и наведываются в поселок в другое время, предлагая свои товары.

"У них нарушено торговое соседство: везут в багажнике мясо с молочкой и прочее. Есть частники, которые согласуют свою деятельность с райисполкомом. А есть те, кто просто купил что-то в Польше, вот и привозит. Никаких документов на продукты у них, конечно, нет. Но бабушки ничего в этом не понимают. Более того, когда частники не приезжают, жители с жалобами звонят нам — думают, что это наши машины", — отмечает Валентина Боровик.

Ранее на деревенский рынок пытались прорваться крупные торговые сети, наладив доставку еды домой. Но для них это оказалось невыгодно, и эксперимент был прекращен.

Где еще узнать все сельские новости, как не у автолавки

От сельской торговли некоторые автомагазины несут потери. Сократить список предлагаемых товаров тоже не могут. Есть утвержденные ассортиментные перечни, согласно которым в автолавке должны быть представлены более 200 наименований продукции.

Бороться с конкурентами "на колесах" магазины потребительской кооперации стараются качеством. На прилавке представлена продукция собственного производства "прямо с конвейера". В Дятловском филиале это хлебобулочные и кондитерские изделия и мясные полуфабрикаты.

Вместе с тем отказываться от услуги автомагазинов никто не собирается, какая бы выручка ни была. Такова политика государства и решение руководства Белкоопсоюза. Более того, с годами автолавки совершенствуются. Появляются машины с большим числом холодильных витрин, платежными терминалами. В некоторые покупателям даже можно зайти.

Магазины "на колесах" будут существовать, пока в деревне останется хоть один человек, говорят собеседники. Пока есть люди, которые ждут хлеб, будут и те, кто его привезет.

Автор:
ВИКТОР ТОЛОЧКО
Источник:
1969
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.