ДЯТЛОВО.BY ДЯТЛОВО.BY

Шалом: остановка - Дятлово

Шалом: остановка - Дятлово

Информационный портал «Шалом» предложил своим читателям заглянуть в наш городок Дятлово и рассказать немного о его историческом прошлом, которое очень тесно связано еврейской культурой. 

«На бескрайних равнинах Беларуси, между Слонимом и Новогрудком, в самом сердце района, очерченного реками Неман и Щара, расположился наш город Жетл».

Вот как ласково начал свою памятную книгу о местечке «История евреев Дятлово» Борух Каплинский. Не будучи изначально ни крупным административным, ни транспортным, ни коммерческим центром, Дятлово, тем не менее, стало родным домом для около 3000 евреев. После раздела 1795 года местечко превратилось в центр волости Слонимского уезда, что, конечно же, придало ему больший вес.

Примечательно, что евреи, русские, беларусы, литовцы и поляки называли городок по-своему и всегда по-разному: Гжетл, Здзецел, Дзятлава, Жетела. Как и абсолютное большинство местечек Беларуси, Дятлово было полиэтнично и поликонфессионально.

Первые письменные упоминания о местечке датируются 1440-1450 годами. Оно переходило из рук в руки князей – Сапеги, Радзивиллы, Полубинские, Солтаны – были причастны к развитию Дятлово. Застройка городка была также типичной: центральная рыночная площадь, несколько улиц, около трех мельниц, обеспечивающих хлеб всем жителям, школа, больница, баня. Частые пожары уничтожали преимущественно деревянную застройку, так сгорела и синагога в 1874 году.

Евреи зарабатывали себе на хлеб, промышляя мелкими работами и сельскохозяйственными сделками с христианами из глубинки. Несмотря на экономические трудности и довольно-таки отрезанное от мира географическое положение, жизнь в городке пульсировала в неустанном ритме. Жители следили за политикой, новыми тенденциями, а у каждой новой идеологии были свои последователи. Дятлово гордилось своими религиозными лидерами, учеными-изобретателями, просветителями, пылкими революционерами, преданными сионистами, а, когда того требовало время – героическими партизанами.

Под конец 1860-х в Дятлово проживало 1567 евреев, что составило 78% от всего населения местечка.

Богатством похвастаться евреи Дятлово не могли, зато уровень солидарности их смог бы оценить каждый современный беларус: среди такой большой общины было множество филантропов и организаций, который помогали неимущим и попавшим в трудное финансовое положение. Как и во всех еврейских местечках, общинная деятельность иногда сопровождалась небольшими трениями, которые приводили общину к условному разделению. Например, на ремесленников и собственников (впоследствии они станут сионистами и идишистами). Спорили по самым разным поводам, но в этой суете и борьбе за материальные блага никогда не забывали о человеческом отношении к своим собратьям. Торговля хлебом, льном, картофелем, горчицей (был даже горчичный завод в Дятлово), хозяйственными товарами – вот, что составляло основу их дохода. Евреи также содержали несколько лавок, постоялые дворы, харчевни, кузнечные, сапожные и токарские мастерские.

Ярмарок особенно крупных в местечке не было, но проходила одна ежегодная, 23 апреля. Можно было выбрать хозяйственных товаров на любой вкус. Проводились также базары в летнее и зимнее время – по воскресеньям и вторникам.

ФОТО: Ян Булгак. Рыночная площадь Дятлово

В одном из своих прошений к виленскому генерал-губернатору евреи Дятлово в 1862 году даже намеревались взять в аренду одну из ферм, чтобы заниматься сельским хозяйством, обосновывая это своим бедственным положением. В том, чтобы отстаивать свои права, евреям не было равных. Вопреки запрещающим постановлениям и махинациям на торгах при раздаче плюшек, они не оставляли попыток хоть как-то увеличить свой небольшой доход.

А вот уже со второй половины 19 – начала 20 века в Дятлово приходит крупный бизнес. Развиваются ремесленное и промышленное производство, торговля. Растет количество мельниц, красилен, медоварен, лесопилок. Были построены и успешно функционировали кожевенный, кирпичный заводы, ватная фабрика. Славилось Дятлово и производством наилучшего паркета.

Действовали в местечке 2 синагоги, несколько молитвенных домов, общество помощи бедным евреям, 20 ссудо-сберегательных товариществ, а также мелкие кредитные учреждения. Пекарней по улице Слонимской владел Винокур, лесопилкой – Каминский, гостиницей на Рыночной площади – Рабинович, постоялым двором – Шушен. По воспоминаниям старожилов, в местечке действовали хедеры, талмуд-торы, в которых также изучали и польский язык. С языками было сложно – на улице был слышен идиш, молились на иврите, в школе к изучению был положен польский, а с соседями нужно было изъясниться на беларуском. Вавилон, да и только.

Из развлечений в местечке были доступны цирковые представления, кино, оркестровые вечера и футбольные матчи. Драматический кружок радовал обитателей Дятлово, а библиотека была источником знаний.

Три социальных движения оставили яркий след в истории Дятловских евреев: еврейское просвещение (Хаскала, интеллектуальное движение), сионизм и иммиграция. У этой тройки было достаточно поклонников в местечке. Конечно, первым просветителям было нелегко, но шаг за шагом они набирали вес в обществе. Мощная волна иммиграции накрыла городок в 1880-х, когда многие покинули его в поисках лучшей жизни: уезжали и в Израиль, и в Соединенные штаты, где в настоящее время проживают около 600 семей из Дятлово. В Канаде, Аргентине еще около 100 семей. Всего около тысячи семей покинуло местечко в 1880 – 1945 годах.

Пройдемся немного по центральной площади – бывшей Рыночной, ныне – площади 17 Сентября. Вооружившись воображением, представим, какой божественный аромат шел из дома № 10, где пекли самые лучшие и пышные булочки, и где у хозяина можно было остаться на ночь после вечеринки, развлекая его разговорами. В доме № 9 можно было угоститься чем-то покрепче чая с булочками: закусками с горячительными напитками здесь баловали всех.

По улице Первомайской найдете и сохранившуюся синагогу 19 столетия – в настоящее время здание занимает пожарная служба. О славном прошлом постройки можно догадаться по расположению окон на боковых фасадах, а за перегородкой второго этажа располагалась женская часть синагоги.

ФОТО: Миколуцкая Юлиана. Синагога 19 века. Теперь это пожарная часть

Прогуливаясь по улице Ленина (бывшей Замковой), стоит обратить внимание на дом № 10 – здесь можно было сыграть в бильярд, выпить и подкрепиться. Дом № 20 на углу Ленина и Красноармейской – ничто иное, как самый лучший ресторан городка, принадлежавший Артишевскому. Бильярд, азартные игры, роскошный обеденный зал – все это было доступно простому обывателю. Сейчас здесь Дятловский райисполком.

Гетто закрытого типа в Дятлово было создано в феврале 1942 года. Около 4500 человек содержались в нечеловеческих условиях, а уже в апреле около 1200 человек были убиты в Курпешовском лесу. В августе 1942 на еврейском кладбище Дятлово в общей могиле были погребены тела 2000 убитых там же. Еврейской общины местечка не стало.

Обелиск истреблённым евреям стоит на еврейском кладбище. Там же находится и мемориальный камень 54 евреям из местечка Дворец, установленный при помощи семьи Лазарусов.

Здесь похоронено много достойнейших представителей еврейского народа местечка Дятлово. Есть даже захоронение героя Атласа Ескеля, организатора отряда сопротивления, чьи партизаны спасли около 120 евреев из гетто Дятлово и Деречина.

ФОТО: Юлиана Миколуцкая. Еврейское кладбище Дятлово

Дятлово тоже могло похвастаться знаменитостями, которых оно дало миру. Во-первых, это всемирно известный Хофец Хаим (Исраэль Меир Пупко), руководитель иешивы в Радуни, автор книг «Хофец Хаим» о запрете злословия, а во-вторых талантливый проповедник Яков Кранц — «Магид из Дубно» — уроженец этого местечка.

Можно заглянуть и в местную гимназию. Стараниями учителей была создана небольшая, но очень информативная и интересная экспозиция о жизни Дятловских евреев.

ФОТО: Павел Санько. Уголок, посвященный еврейской жизни Дятлово в гимназии №1

Остановиться на ночь вам предложит небольшая гостиница «Дядя Ваня» — прямо рядом с площадью, а вкуснейшей пиццей угощайтесь в кафе «Пицца-кофе».

1557
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.